С сентября 2012 года на территории Ростовской области реализуется Проект по формированию, развитию и сохранению здоровья школьников, который направлен на модернизацию современной образовательной системы школ и разработку научно-обоснованных подходов к здоровьесберегающей деятельности. Проект основан на внедрении передовых здоровьесберегающих программ, методик и технологий в деятельность образовательных учреждений.
Первое направление, которому уделено большой внимание, – создание сети пилотных школ в 55 территориях Ростовской области. Это 602 образовательные организации, избравшие в качестве основы для своего развития концепцию здоровьесберегающего образования.
Сегодня эти школы оснащены диагностическими комплексами АРМИС, позволяющими качественно, быстро и без вреда для здоровья осуществить комплексную диагностику состояния здоровья Вашего ребенка, а также выявлять возможные нарушения в сердечно-сосудистой, дыхательной, зрительной, слуховой и центральной нервной системах.
В рамках реализации пилотного проекта по здоровьесбережению в сфере образования Ростовской области (приказ Министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 19.01.2017 № 19 «Об утверждении перечня муниципальных базовых общеобразовательных организаций для оснащения аппаратно-программными комплексами доврачебной диагностики состояния обучающихся в 2017 году» и приказ Управления образования г. Таганрога от 26.03.2021 № 437 «О мониторинге показателей здоровья с помощью аппаратно-программного комплекса доврачебной диагностики «АРМИС»») в школе в 2017году закуплен аппаратно – программный комплекс «АРМИС», который представляет собой комплекс аппаратных устройств, управляемых с помощью персонального компьютера.
Аппарат предназначен для исследования физиологических систем организма человека с целью оценки уровня здоровья, профотбора, определения текущего функционального состояния и индивидуальных особенностей человека.
Аппарат позволяет провести автоматизированное обследование ряда систем организма: регистрировать физиологические сигналы, измерять и оценивать показатели здоровья и функционального состояния ребенка, автоматически формировать заключение о соответствии этих показателей половозрастным региональным нормам.
Показатели состояния сердечно-сосудистой системы:
- частота сердечных сокращений
- нарушения сердечного ритма: тахикардия, брадикардия, паузы
- нарушения проводимости и возбудимости: желудочковые и наджелудочковые экстрасистолы, синоатриальная и АВ блокада
- анализ вариабельности сердечного ритма по индексу Баевского
- систолическое артериальное давление
- диастолическое артериальное давление
Показатели состояния респираторной системы:
- частота дыхания (ЧД) • жизненная емкость легких (ЖЕЛ)
- форсированная жизненная емкость легких (ФЖЕЛ)
- объем форсированного выдоха за первую секунду выдоха (ОФВ1)
Показатели состояния центральной нервной системы:
- время простой зрительно-моторной реакции
- время сложной зрительно-моторной реакции
- количество ошибок, пропусков, ложных тревог
Показатели состояния слуховой системы:
- данные субъективной тональной аудиометрии
Показатели состояния зрительной системы:
- острота зрения
- наличие предмиопии по тесту Малиновского
Показатели состояния физического развития:
- индекс массы тела
- индекс силы кисти
Показатели адаптационных резервов организма:
- время задержки дыхания на вдохе и на выдохе
Анализ результатов состояния здоровья обучающихся с использованием диагностического комплекса АРМИС осуществляется в автоматическом режиме экспертной системой Информационной системы «Наша здоровая школа».
Основная единица анализа – параметры систем организма: сердечно-сосудистой, дыхательной, центральной нервной, слуховой, зрительной; отдельно анализируется набор параметров адаптационных резервов и параметры физического развития.
Специальная статистическая процедура позволяет подойти к комплексной оценке состояния каждой из групп анализа: состояние системы в норме или имеются признаки отклонения от нормы – «не норма». Аналогичная система оценок (норма – не норма) относится к каждому из исследуемых параметров.
Полученная в отношении любого из исследуемых параметров оценки «не норма» – означает, что состояние здоровья не абсолютно, на анализируемую систему организма следует обратить внимание, проконсультироваться с врачом, направить усилия на повышение количества здоровья с использованием технологий физкультуры и спорта, рациональной организации образа жизни, исключения вредных привычек.
Здоровье – понятие комплексное, многогранное. Прежде всего, оно отражает возможности ребенка полноценно расти и развиваться, учиться, постигать новое, готовится к будущей взрослой жизни. Именное поэтому, помимо состояния физического здоровья школьников, в пилотных школах будет проводиться мониторинг социально-психологических факторов здоровья учащихся. Ведь не секрет, что особенности психического развития, уровень формирования личности во многом определяют готовность ребенка к обучению в школе, его успешность, его перспективы. Кроме того, задачей этого вида мониторинга является выявление ранних признаков формирования вредных привычек, интереса к алкоголю и наркотикам.
В рамках проекта проводится мониторинг образовательной системы пилотных школ, наличие и качество внедряемых здоровьесберегающих программ и технологий. Все это позволит получить достаточно полную картину состояния здоровьесберегающей системы в школах Донского края и предпринять ряд эффективных мер по ее усовершенствованию.
Цель Проекта – обеспечить благоприятные условия для формирования, развития и сохранения физического, психического и социального здоровья школьников.