23 января 2020 года. Учитель литературы Наталья Владимировна Овсяникова провела в 7А открытый урок внеклассного чтения по теме «Средства создания комического (на основе рассказа А.П.Чехова и рисунков учащихся)».
По словам Натальи Владимировны, идея урока с межпредметными связями зародилась после того, как несколько лет назад учащиеся студии изобразительного искусства приняли участие в литературно-художественном конкурсе «Чехов сегодня и всегда» в номинации «Рисуем Чехова». Вдохновлённые искромётным рассказом писателя под названием «Произведение искусства», они создали интересный цикл графических работ.
Учитель поставила перед собой целью не только познакомить учащихся с содержанием рассказа, не вошедшего в школьную программу. Рассказ дает богатый материал для изучения понятия «комическое», т.к. «Произведение искусства» - яркий пример юмористического рассказа. На уроке смех вызвали не только отдельные эпизоды, но и детские иллюстрации к ним. Напомним, что их авторы – наши студийцы.
Анализируя текст, ребята постигали закономерности создания комического. Теперь они точно знают, зачем используется автором эффект неожиданности и как работает прием несоответствия.
На уроке была проведена большая лингвистическая работа. Семиклассники находили художественные средства и определяли их роль в тексте.
Язык Чехова, емкий, меткий, не всегда понятен современным школьникам. Предполагая определенные затруднения, с которыми могут столкнуться дети, Наталья Владимировна включила в ход урока лексическую пятиминутку, в ходе которой 7А познакомился со значением нескольких историзмов.
Даже домашнее задание (ох уж эти задания!) всем понравилось: учитель предложила прочитать еще один юмористический рассказ Чехова и попробовать себя в роли литературного критика. Кто же откажется от такой почетной роли?!
С методической разработкой урока Н.В.Овсяниковой можно ознакомиться на нашем сайте в разделе «Учительская» (рубрика «Методическая копилка»).