Памятка для родителей

Можно выделить некоторые признаки, появление которых должно стать поводом для более внимательного отношения родителей (взрослых) к подростку и его проблемам:

  • неожиданные перемены настроения от активности – к пассивности, от радости – к унынию, от оживленного состояния – к вялому и инертному;
  • необычные поведенческие реакции, например, раздражение, агрессивность, вспыльчивость, или чрезмерная раскованность и болтливость;
  • потеря интереса к вещам, которые раньше были для подростка важными;
  • резкое изменение круга друзей; появление новых друзей, которые не приходят к Вам домой;
  • прогулы занятий или неожиданное снижение успеваемости в школе;
  • изменение ритма сна и бодрствования, приступы сонливости;
  • потеря аппетита, снижение веса;
  • появление скрытности в поведении;
  • лживость, отказ сообщать о своем местонахождении;
  • исчезновение денег или ценностей из дома;
  • увеличение требуемой подростком суммы денег на карманные расходы;
  • невнятная речь;
  • появление у ребенка лекарств, о которых Вы не знаете.

Если что-то из перечисленного Вы уже заметили в поведении вашего взрослеющего ребёнка, пора принимать меры – осторожные, тактичные, продуманные. Поговорите с ним, или пообщайтесь с классным руководителем, или обратитесь за советом к специалисту-психологу. В любом случае, лучше предупредить нежелательное развитие ситуации, чем исправлять её!

Подросток в кризисной ситуации.

Формирование отклоняющегося поведения подростка в значительной мере способствуют различные стрессовые ситуации в его жизни. Это  могут быть:

  • Развод родителей и их занятость личными переживаниями: девиантное  поведение как реакция на эмоциональное невнимание родителей;
  • Смерть любимого человека: девиация как протест на потерю значимого  лица;
  • Рождение нового ребенка и переключение внимания родителей на малыша: девиация как ревность;
  • Различные формы насилия по отношению к ребенку в семье (унижения, словесные оскорбления, пренебрежение его потребностями): девиация как компенсаторный механизм, как ответная форма насилия;
  • Сексуальное насилие;
  • Ограниченная духовная культура;
  • Обедненная досуговая среда;
  • Скука, неумение найти достойное занятие;
  • Низкая коммуникабельность, неспособность к общению с другими детьми конструктивными средствами;
  • Эмоциональная незрелость;
  • Неумение использовать вербальную форму для доказательств своей правоты: непосредственный переход к агрессивным проявлениям в поведении.

Что делать?

Если замечена склонность школьника к отклоняющемуся поведению, следующие советы помогут изменить ситуацию:

Внимательно выслушайте подростка. В состоянии душевного кризиса любому из нас, прежде всего, необходим кто-нибудь, кто готов нас выслушать. А не осуждение и порицание. Приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами.

 Оцените глубину эмоционального кризиса. Подросток может испытывать серьезные трудности.

Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным жалобам и обидам ребенка. Не пренебрегайте ничем из сказанного. Он или она могут не давать волю чувствам, скрывая свои проблемы, но в тоже время находиться в состоянии глубокой депрессии.

  Часто подросток бывает рад возможности открыто высказывать свои проблемы.

Вопросы и замечания помогут завести разговор

- Похоже, что у тебя что-то стряслось. Что тебя мучает?

Утверждение о том, что кризис уже миновал, не должны ввести вас в заблуждение.

Поддерживайте его и будьте настойчивы. Человеку в состоянии душевного кризиса нужны четкие утвердительные указания. Осознания вашей компетентности, заинтересованности в его судьбе и готовности помочь дадут ему эмоциональную опору.

Убедите его в том, что он сделал верный шаг, приняв вашу помощь. Оцените его внутренние резервы. Если человек сохранил способность анализировать и воспринимать советы окружающих, ему будет легче вернуть душевные силы и стабильность. Следует принять во внимание и другие возможные источники помощи: друзей, семью, врачей, священников, психологов, к которым можно обратиться. В противном случае обратитесь к ним сами, чтобы вместе разобрать стратегию помощи.

Один психолог, занимавшийся философскими вопросами смысла жизни, пришел к выводу, что смысла жизни нет, пока ты сам себе его не придумаешь!

Вывод. Суть любой поддержки человека, находящегося в этой ситуации депрессии, когда этот фундамент смысла жизни из под ног ушел, дать ему другой, вернуть почву, вернуть ощущение "нужности" и необходимости, того, что он в этом мире кому-то нужен: дайте ему этот смысл. Покажите, что вы его любите. Кто в мире будет принимать и любить меня и принимать просто за то, что я есть, вне зависимости от поступков, которые я совершаю, от слов, которые употребляю, от того, как веду себя, если  не мои собственные мама и папа, кому еще я нужен в этом мире так сильно.

Кто, если не вы?

Яндекс.Метрика